Эффективность процесса медиации напрямую связана с профессионализмом медиатора, который во время переговоров выполняет определённые роли и функции:
1. Беспристрастный организатор
В этой роли медиатор помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, а далее поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами в процессе переговоров.
- Активный слушатель
Медиатору следует понимать, как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем продемонстрировать им, что он их действительно услышал.
- Анализирующий конфликт
Выступая в этой роли, медиатор старается, чтобы стороны высказали имеющуюся информацию и все точки зрения на предмет спора, определили наиболее существенные моменты в этом споре для каждой стороны, степень подробности информации, чтобы она была полезной для принятия решения сторонами.
- Проверяющий реалистичность
Медиатор контролирует реалистичность высказываемых идей, реализуемость предложений, наличие обсуждаемых ресурсов и выполнимость принятых соглашений, надёжность и долгосрочность договорённостей.
- Адвокат «дьявола»
Задача медиатора в этой роли показать все возможные негативные последствия действий/бездействий или результатов от предложений стороны, оппонируя предлагаемой ситуации, с помощью вопросов.
- Генератор идей
В этой роли медиатор пытается помочь конфликтующим найти иные решения, чем те, которые до сих пор ими рассматривались.
- Расширитель ресурсов
Медиатор помогает участникам спора разыскать необходимую информацию, одинаково полезную для обеих сторон. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов.
- Обучающий ведению переговоров
В этой роли медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество, а также тому, как надо вести себя в сложных жизненных ситуациях, дать им образцы эффективной коммуникации, формирует видение самого себя с неожиданной точки зрения.
- Помогающий в составлении соглашения
Медиатор отслеживает корректность составления, полноту содержания соглашения и ясность формулировок.
- Хранитель психологического климата
Медиатору необходимо поддерживать пусть жёсткое, но конструктивное взаимодействие между сторонами, избегая взаимных оскорблений и унижения.
Для медиатора важно войти в контакт со сторонами/клиентом и сохранять этот контакт в течение всей работы. Для повышения эффективности процесса медиатору необходимо успешно выполнять все функции.
Материал подготовлен сотрудниками Службы медиации Центра «КОНТАКТ»