В Молодежном центре “Среда” впервые прошел круглый по проблемам эмоционального выгорания специалистов по социальной работе и сотрудников по работе с молодежью. Запрос на такую тему возник еще зимой при формировании плана на год.
В обсуждении приняли участие 40 человек: руководители подразделений, сотрудники по работе с молодежью и все те, кому тема близка. Докладчиком выступила методист Службы профилактики асоциального поведения молодежи Центра «КОНТАКТ» Марина Орлова..
“Эмоциональное выгорание включает три основных компонента: эмоциональное истощение, нарушение адекватного восприятия самого себя, своего тела, окружающего пространства, снижение продуктивности работы. Человек, который подвержен выгоранию, испытывает тревожность, обиды, раздражение, вину, часто отстранен от работы, плохо спит и, порой, злоупотребляет алкоголем. Он теряет сочувствие к людям и становится безразличен к событиям” – отметила Марина Владимировна.
Как показывает практика, эмоциональное выгорание чаще происходит у молодых специалистов, которые пришли на работу с высокими запросами. Их ожидания не совпадают с реальностью, они сталкиваются с непониманием и неприятием со стороны коллег и руководства, но хотят доказать свою состоятельность и профессионализм. Именно нехватка профессионализма, опыта, и приводит к внутреннему конфликту, когда они бросают все силы на работу, но не видят результата.
Опытные специалисты также могут быть подвержены эмоциональному возгоранию. Ее вызывает сильная ориентация на достижение цели, неумение говорить «нет», трудности с разделением ответственности, предрасположенность к самопожертвованию, тенденция быть «дающим». У них стирается граница “работа – дом” и они начинают жить одной работой даже рядом с близкими людьми.
Вне зависимости от возраста нужно уметь разделять работу и личную жизнь, отключаться от дел, отдыхать, хорошо высыпаться, давать телу физическую нагрузку, радовать себя массажем, спа-процедурами, отдыхом на природе. Кроме того, необходимо взять ответственность за переживания на себя, а не винить в этом окружающих (коллег, руководство, клиентов), встречаться с друзьями вне работы, получать эмоции из других сфер жизни, избегать негативных эмоций, но главное – научиться «не заряжаться» негативом от других, проводя четкую границу.
Нужно ответить себе на четыре вопроса:
– Для кого вы работаете?
– Для чего вы работаете?
– Каких результатов вы ждете в работе?
– Как узнаете, как вы их достигните?
Эксперты советуют забыть о таких словах как “никто”, “все”, “всегда”, “никогда”, “должен”, “страх”, “вина”, “стыд”. Работать следует по принципу Step by step: ставить себе маленькие задачи, достигать их и хвалить себя/сотрудников за их достижение. Тогда удастся избежать эмоционального выгорания и получить от работы удовольствие.
Подробнее о методах борьбы с этим явлением рассказал специалист по работе с молодежью Учебно-методического отдела Учебно-консультационного центра ГЦСП «КОНТАКТ» Родион Чепалов. Он часто сталкивается с этой проблемой как руководитель и умеет найти нужные слова для своих сотрудников, чтобы предотвратить их эмоциональное выгорание.
Как показали многочисленные вопросы участников круглого стола, эта тема имеет широкий интерес . Организаторы отметили, что, возможно, будет проведен еще один семинар на эту тему.