Семейные споры
Семейные споры, наиболее часто встречающиеся в рамках деятельности Службы медиации можно условно разделить на две категории:
– между родителями при разводе и определении порядка общения с детьми;
– споры, связанные с нарушением детско-родительских отношений (в том числе с законными представителями, близкими родственниками), а также между опекунами и опекаемыми.
Конфликтные ситуации между взрослыми и детьми часто возникают при обстоятельствах, требующих педагогического внимания и психологической помощи, однако многие из них возможно урегулировать с помощью переговоров. Процедура медиации – один из эффективных способов разрешения семейных споров.
Большое значение в переговорах между несовершеннолетним и взрослым имеет особая трактовка основных принципов медиации. В первую очередь, это принцип равенства сторон. В обычных условиях моральный перевес в подавляющем большинстве случаев на стороне взрослого, однако, в условиях медиации принцип равенства сторон позволяет несовершеннолетнему занять позицию на одном уровне со взрослым. Задача медиатора – создать такие условия ведения переговоров, чтобы поддерживать постоянный баланс сил между ребенком и взрослым.
Принцип добровольности в медиации с детьми на практике также может трактоваться в особом смысле. Это касается тех случаев, когда родитель приводит ребенка на медиацию, не спрашивая его мнения. При первом вопросе медиатора о готовности принять участие в процедуре зачастую следует отрицательный ответ ребенка, либо он соглашается, потому что «так надо». Ни один из этих вариантов не приведет к успешным переговорам. Если ребенок осознаёт, что будет находиться в равной позиции со взрослым, обладать теми же правами в рамках процедуры и, если его что-то не устроит, всегда имеет возможность ее покинуть – первоначальный отказ может смениться осознанным согласием.
Создание комфортной, эмоционально безопасной атмосферы для несовершеннолетнего в процессе переговоров и, в то же время, постоянное поддержание нейтральной позиции медиатора способствует конструктивному диалогу и принятию решений, наиболее удовлетворяющих интересам обеих сторон.
Школьные конфликты
Несовершеннолетние большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, там же они социализируются, устанавливают одни из первых дружеских связей, учатся решать проблемы, принимают участия в конфликтных ситуациях, влюбляются, получают знания.
В последнее время в школе участились конфликты между учащимися, учителями, родителями и администрацией образовательного учреждения. Школьная медиация нужна не только для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений, но это ещё и метод, с помощью которого все участники процесса учатся разговаривать, слышать и слушать. Во время проведения медиации участники образовательного процесса обучаются навыкам бесконфликтного общения и поведению в сложных ситуациях.
Если посмотреть на участников образовательного процесса (они же потенциальные участники конфликтного взаимодействия), то можно отметить их разный статус и полномочия, которые в том числе жёстко закреплены в различных нормативных документах. Зачастую именно это становится препятствием для разрешения конфликтов и началом для затягивания и усложнения ситуации.
В рамках образовательного процесса существует три основных типа конфликтных ситуаций:
1. «бытовые» конфликты в рамках обучения (неаттестации, прогулы, нарушение Устава школы и пр.);
2. семейные конфликты, которые находят отражение в образовательном учреждении;
3. правонарушения несовершеннолетних.
При рассмотрении конфликтных ситуаций в рамках школьной медиации можно выделить следующие причины конфликтов между участниками образовательного пространства:
* несоблюдение требований школы, школьная форма;
* пропуски занятий и неуспеваемость;
* несправедливые оценки;
* личные оскорбления;
* межнациональные проблемы;
* нарушенные межличностные отношения;
* нарушение прав ребенка;
* неисполнение родительских обязанностей;
* физическая агрессия, драки;
* травля учащихся;
* повреждение имущества;
* кражи.
Создание атмосферы для конструктивного диалога позволяет как взрослым участникам образовательного процесса, так и несовершеннолетними разрешить возникающие между ними вопросы, почувствовать себя ответственными за принятое решение и улучшить взаимодействие друг с другом. Медиация – это возможность, которая может дать шанс каждому участнику образовательного процесса быть услышанным.
Имущественные споры
Супруги могут в любое время разделить общее имущество по соглашению, которое должно быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе в основном решается в судебном порядке. Однако урегулирование данного вопроса посредством обращения к медиатору, который поможет в составлении медиативного соглашения по имущественным вопросам, позволит избежать длительных временных и денежных затрат, безусловно, являющихся неотъемлемой частью судебного процесса.
При составлении медиативного соглашения по имущественным вопросам медиатор вместе со сторонами определяют состав имущества, которое подлежит разделу. На данном этапе возможно организовать консультацию сторон с юристом, который обозначит правовые аспекты данной ситуации: какие способы действий в правовом поле возможны, какие перспективы есть у сторон в случае решения данной ситуации в судебном порядке.
Например, важно учесть, какое имущество по закону подлежит передаче каждому из супругов. Личным имуществом одного из супругов, не подлежащим разделу между супругами, признается следующее имущество (п. 1 ст. 36 СК РФ; п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017): принадлежавшее одному из супругов до брака, полученное одним из супругов в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, приобретенное в период брака на личные средства одного из супругов.
Более того, стоит обратить внимание на то, что вещи, приобретенные исключительно для несовершеннолетних детей супругов (например, одежда, музыкальные инструменты, детская библиотека), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Также вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов (п. 5 ст. 38 СК РФ).
При этом долги супругов делятся пропорционально переданным им долям. Если имущество разделено между супругами равными долями, то аналогичными долями делятся и долги (п. 3 ст. 39 СК РФ).
В имущественных спорах медиатор уточняет у каждой стороны обстоятельства, на которых она основывает свои требования, однако подтверждение обстоятельств доказательствами, как это происходит в судебном процессе, на медиации не является обязательным. Основная цель проведения процедуры медиации по имущественным спорам – это достижение договоренностей между сторонами о разделе имущества, а не выяснение того, кто прав, а кто виноват.
В процессе проведения процедуры медиации сторона перечисляет предметы, входящие в состав имущества, с указанием цены, месяца и года покупки, более того, сторона высказывает представление о том, каким образом необходимо осуществить раздел данного имущества. Если другая сторона не согласна с указанным видением, она вправе высказать свою точку зрения.
Медиатор как профессиональный посредник в данном споре организует процедуру медиации таким образом, чтобы каждая из сторон была услышана, а также помогает сторонам выработать соглашение по данному имущественному спору.
Медиативное соглашение может быть утверждено в качестве мирового соглашения в суде и будет иметь силу исполнительного листа. Также с медиативным соглашением, заключенным в процессе медиации, можно обратиться в нотариальную контору и нотариально удостоверить раздел имущества.
Медиация в сфере уголовного преследования
Служба медиации СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ» проводит процедуру медиации, в частности восстановительной медиации, в сфере уголовного преследования, по тем статьям уголовного кодекса РФ, в рамках которых возможно примирение, и правонарушение связано с кражей и причинением лёгкого вреда здоровью.
Среди наиболее распространённых причин возникновения конфликтов в сфере уголовного преследования, участие в которых принимают несовершеннолетние, можно выделить следующие факторы:
· личные неприязненные отношения;
· информационный фактор (например, незнанием законов);
· участие в молодёжных неформальных объединениях, агрессивной и экстремистской направленности;
· возрастные особенности.
Зачастую несовершеннолетние причиняют друг другу легкий вред здоровью по причине ревности, обиды, неправильно понятой или недостоверной информации, но разобравшись в ситуации готовы сразу примириться, но после поступления в полицию информации из травматологического пункта остановить механизм привлечения к уголовной ответственности очень сложно, но это не исключает возможности проведения переговоров между правонарушителем и потерпевшим.
Согласно стандартам восстановительной медиации, которые были разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г., существуют следующие принципы медиации:
· добровольность участия сторон;
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
· информированность сторон;
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
· нейтральность медиатора;
Медиатор не принимает решение за стороны, не советует, не осуждает, не принимает ничью сторону. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
· конфиденциальность процесса медиации;
Медиация носит конфиденциальный характер. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможностью совершения преступления. При выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
· ответственность сторон и медиатора;
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации.
· заглаживание вреда правонарушителем;
В ситуации, где есть правонарушитель и потерпевший, ответственность правонарушителя состоит в заглаживании вреда, причиненного потерпевшему.
Согласно законодательству существуют следующие основания и условия для прекращения уголовного дела с освобождением лица от уголовной ответственности:
· совершение преступления впервые;
· признание вины;
· примирение с потерпевшим;
· заглаживание причиненного вреда.
Одним из обязательных условий освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного дела за примирением сторон по основаниям, предусмотренным ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ, является совершение лицом впервые преступления небольшой или средней тяжести.
Необходимо отметить, что в ситуации конфликта, связанного с совершением правонарушения, ответственность за которое отражена в Уголовном кодексе РФ, работу нужно вести в нескольких направлениях:
– медиация с первопричинами, которые привели к совершению правонарушения (например, конфликт несовершеннолетнего и родителей);
– медиация по вопросу совершенного правонарушения;
– медиация с последствиями правонарушения (например, по вопросам взаимодействия двух подростков, которые ранее подрались и продолжают обучаться в одном классе).
Организационные конфликты
Организационные конфликты, не часто встречающиеся в рамках деятельности Службы медиации, но все же к нам обращаются и по таким вопросам:
1. Неточность правил, регламентов в организации.
2. Расхождение, различие или пересечение интересов членов организации.
3. Различие в ценностных ориентациях.
4. Различные формы экономического и социального неравенства.
Организационные конфликты могу быть:
а) межгрупповые;
б) конфликты между личностью и группой;
в) межличностные конфликты
г) внутриличностные конфликты.
Организация — это место неравенства в распределении ресурсов, а также комплекс противоречий, содержащий в себе потенциал напряженности. Организация конфликтна по своей природе.
На медиации можно выразить напряжение и выработать конкретные решения.
Результатом медиации можно стать медиативное соглашение.
Комплексная работа медиаторов, психологов и юристов позволяют посмотреть на ситуацию с разных сторон и создать максимально комфортную среду для диалога.