Несовершеннолетние большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, там же они социализируются, устанавливают одни из первых дружеских связей, учатся решать проблемы, принимают участия в конфликтных ситуациях, влюбляются, получают знания.
В последнее время в школе участились конфликты между учащимися, учителями, родителями и администрацией образовательного учреждения. Школьная медиация нужна не только для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений, но это ещё и метод, с помощью которого все участники процесса учатся разговаривать, слышать и слушать. Во время проведения медиации участники образовательного процесса обучаются навыкам бесконфликтного общения и поведению в сложных ситуациях.
Если посмотреть на участников образовательного процесса (они же потенциальные участники конфликтного взаимодействия), то можно отметить их разный статус и полномочия, которые в том числе жёстко закреплены в различных нормативных документах. Зачастую именно это становится препятствием для разрешения конфликтов и началом для затягивания и усложнения ситуации.
В рамках образовательного процесса существует три основных типа конфликтных ситуаций:
При рассмотрении конфликтных ситуаций в рамках школьной медиации можно выделить следующие причины конфликтов между участниками образовательного пространства:
* несоблюдение требований школы, школьная форма;
* пропуски занятий и неуспеваемость;
* несправедливые оценки;
* личные оскорбления;
* межнациональные проблемы;
* нарушенные межличностные отношения;
* нарушение прав ребенка;
* неисполнение родительских обязанностей;
* физическая агрессия, драки;
* травля учащихся;
* повреждение имущества;
* кражи.
Создание атмосферы для конструктивного диалога позволяет как взрослым участникам образовательного процесса, так и несовершеннолетними разрешить возникающие между ними вопросы, почувствовать себя ответственными за принятое решение и улучшить взаимодействие друг с другом. Медиация – это возможность, которая может дать шанс каждому участнику образовательного процесса быть услышанным.