Главная страница » Блог » SPb.media: Теория и практика: Как разрешить конфликт и не потерять лицо

SPb.media: Теория и практика: Как разрешить конфликт и не потерять лицо

В конце ноября будет подписана резолюция по итогам выездного семинара «Перспективы развития медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних и молодежи: теоретические аспекты и опыт применения». В ней в том числе предусмотрены мероприятия по информированию населения о том, что такое медиация, как и чем могут помочь медиаторы подросткам и их родителям в сложных ситуация?

В мире, где свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого, договороспособность – один из ключевых навыков. Как отмечают специалисты в сфере медиации, мы умеем диктовать, требовать, отстаивать, но не умеем договариваться. В итоге: семейные распри, судебные разбирательства, там где вообще-то всё могло бы быть разрешено иным, более мирным путём. Выход видится в привлечении к разрешению конфликтов медиаторов и внедрении службы медиации в школах.

— Я была на семинаре медиаторов…
— Медиаторы? А кто это?

Медиатор – это:
— посредник в конфликтной ситуации, сохраняющий нейтральную позицию
— организатор переговорного процесса, способствует выработке сторонами взаимовыгодного решения.

2016 году Комитетом по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями в структуре Центра «Контакт» было создано новое подразделение – служба медиации. Цель работы службы: внедрение технологии альтернативного урегулирования конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних и молодёжи на территории Санкт-Петербурга.

Задача: методическое сопровождение медиаторов и служб примирения города, действующих в сфере разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних и молодежи, а также непосредственное разрешение острых конфликтных ситуаций в молодежной среде с последующим их разбором и методическим описанием.

— За 2 месяца (семинар «Перспективы развития медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних и молодежи: теоретические аспекты и опыт применения» проходил в конце октября – прим. авто) у нас было порядка 50 случаев, в которых участвовали наши специалисты. На сегодняшний день разрешено 42 конфликта, которые не перешли с одной стороны в гражданские иски, с другой стороны есть примеры досудебного решения тех конфликтов, которые возникли в связи с порчей имущества, – рассказал директор СПбГБУ ГЦСП «Контакт» Ваган Канаян.

Собственно, недостаток информации кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ Ольга Аллахвердова назвала среди одной из причин низкой популярности медиации в России.

— О медиации мало знают люди и даже если знают, то не верят, что могут решить свои проблемы, используя этот метод, – отметила она.

С настороженностью к внедрению медиации, а в общем смысле она применяется в России довольно давно, отнеслись и представители судебной системы. Однако, как рассказал заместитель председателя Общественного объединения судей РФ Ярослав Жолобов, на практике метод оказался весьма эффективным. Особенно в делах, где фигурируют подростки. Зачастую принесенные извинения потерпевшей стороне и помощь в ликвидации последствий того или иного деяния приводят к тому, что конфликт разрешается в досудебном порядке.

— Те, кто в заявлении просил чуть ли не высшую меру потом рассказывают: он пришел ко мне первый раз, я не стал слушать. Второй – выслушал и понял, что он всё осознал. А это именно то, чего я хочу, – привел пример Ярослав Жолобов.

Более того, судебное решение, каким бы взвешенным оно не было, не всегда способствует именно разрешению конфликтной ситуации, а иногда и усугубляет её. В то время как в процессе переговоров стороны могут ясно увидеть, где именно сталкиваются их интересы. Что именно хочет другая сторона, и – самое главное – чего же хочу я. Так в качестве примера судья привел дело о разводе. До привлечения медиатора список пунктов, по которым супруги были несогласны друг с другом достигал 17ти. После остался только один – собственно сам развод.

Многие участники семинара отметили, что корни неспособности вести диалог, уметь сформулировать свою позицию и при этом услышать другого растут из детства. По мнению специалистов, школа крайне консервативна. В нашей действительности ребенок вообще не имеет права даже просто высказаться.

— Мы, как федеральный институт медиации, рассматриваем школьную медиацию как компонент глобальной системы, то есть ребенок, выросший в конструктивной парадигме решения конфликта, завтра будет конструктивно разговаривать как член гражданского общества с представителями органов власти. Завтра такой челочек будет конструктивно разговаривать по поводу своих каких-то коммунальных проблем. Это звено одной большой цепи изменения сознания россиян, – отметил заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт медиации» Антон Островский.

По словам Ольги Аллахвердовой, человек становится таким какой он есть в семье. Если говорить о том, кто такие трудные подростки, то небольшой процент – это те, кому действительно нужна помощь врачей-психиатров. Но большая часть это либо несчастные, либо брошенные дети. В этом плане привлечение медиатора к разрешению конфликтов, в том числе и семейных, помогает выявить мотивы так называемого девиантного поведения, и как следствие предотвратить правонарушения.

«В ходе переговоров с участием нейтрального специалиста-медиатора выявляется влияние семейных мифов, происходит освоение новых ролей, поиск дистанции и установление границ, налаживание отношений с родственниками. Корректируются нереалистичные стереотипные ожидания друг друга.

Члены семьи получают уникальный опыт эффективной ненасильственной коммуникации, того, что можно договориться самостоятельно, удовлетворить интересы и разрешить конфликт наиболее выгодным образом, исправить ошибки, самостоятельно компенсировать ущерб. Это способствует превращению непримиримых оппонентов в партнеров, позволяет восстановить или улучшить отношения.

Процесс медиации выстроен таким образом, что способствует развитию у его участников самостоятельности мышления, формированию адекватной независимости, росту способности к самоконтролю, развитию коммуникативных навыков, осознанию собственных мотивов и пониманию себя. У подростков формируется переход от понятия вины к идее ответственности, пониманию своей доли ответственности в жизни и её принятие, формируется ощущение взрослости» – отметила в своем докладе эксперт НКО «Фонд развития конфликтологии» кандидат психологических наук, медиатор Елена Иванова.

Здесь важно отметить, кем не является медиатор.
Медиатор – не психолог:
— он не решает глубинные проблемы сторон
— не дает советы, а предоставляет право принятия решения сторонам
— решает конфликты, а не исправляет личность.

Медиатор – не юрист:
— важны интересы сторон и закон
— решает конфликт, а не представляет интересы в суде
— в равной степени внимателен к интересам обеих сторон.

Кроме кейсов на семинаре медиаторы делились и опытом разработки законодательных инициатив. Медиация еще проходит период становления. Несмотря на вышедший закон в 2010 году закон “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, в правовом поле всё же имеются определенные противоречия. Есть вопросы и к профессиональным стандартам. Собственно, выездные семинары – это не только обмен опытом в плане практической стороны медиации, но и возможность сформулировать единую позицию по тем или иным вопросам, касающимся в том числе и юридических аспектов работы.

Автор: Анна Жерновникова

Ссылка на оригинал: http://spb.media/text/teoriya-i-praktika-kak-razreshit-konflikt-i-ne-poteryat-lico

Контакты

Главный офис

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»
пн.-пт. с 9.00 до 21.00
196070, Санкт-Петербург ул.Фрунзе, д.4
2013 - 2024 © СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»