Школьные конфликты

Несовершеннолетние большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, там же они социализируются, устанавливают одни из первых дружеских связей, учатся решать проблемы, принимают участия в конфликтных ситуациях, влюбляются, получают знания.

В последнее время в школе участились конфликты между учащимися, учителями, родителями и администрацией образовательного учреждения. Школьная медиация нужна не только для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений, но это ещё и метод, с помощью которого все участники процесса учатся разговаривать, слышать и слушать. Во время проведения медиации участники образовательного процесса обучаются навыкам бесконфликтного общения и поведению в сложных ситуациях.

Если посмотреть на участников образовательного процесса (они же потенциальные участники конфликтного взаимодействия), то можно отметить их разный статус и полномочия, которые в том числе жёстко закреплены в различных нормативных документах. Зачастую именно это становится препятствием для разрешения конфликтов и началом для затягивания и усложнения ситуации.

В рамках образовательного процесса существует три основных типа конфликтных ситуаций:

  1. «бытовые» конфликты в рамках обучения (неаттестации, прогулы, нарушение Устава школы и пр.);
  2. семейные конфликты, которые находят отражение в образовательном учреждении;
  3. правонарушения несовершеннолетних.

При рассмотрении конфликтных ситуаций в рамках школьной медиации можно выделить следующие причины конфликтов между участниками образовательного пространства:

* несоблюдение требований школы, школьная форма;

* пропуски занятий и неуспеваемость;

* несправедливые оценки;

* личные оскорбления;

* межнациональные проблемы;

* нарушенные межличностные отношения;

* нарушение прав ребенка;

* неисполнение родительских обязанностей;

* физическая агрессия, драки;

* травля учащихся;

* повреждение имущества;

* кражи.

Создание атмосферы для конструктивного диалога позволяет как взрослым участникам образовательного процесса, так и несовершеннолетними разрешить возникающие между ними вопросы, почувствовать себя ответственными за принятое решение и улучшить взаимодействие друг с другом. Медиация – это возможность, которая может дать шанс каждому участнику образовательного процесса быть услышанным.