Главная страница » Блог » Медиация » Снова о медиации, или как «расширять пироги»?

Снова о медиации, или как «расширять пироги»?

В прошлый раз мы говорили о позициях и интересах в конфликте, а также о том, что интересы, в отличие от позиций, вполне могут не противоречить друг другу, после чего их можно согласовать. И выработать взаимоприемлемое решение.

Там же мы обсуждали ситуацию с двумя мальчиками, которые хотят получить конфету, но, вполне возможно, что один хочет ее съесть, а второй хочет получить фантик.

Однако возникает резонный вопрос: а что, если оба мальчика хотят съесть эту конфету? Или обоим нужен именно фантик? Здесь поможет «расширение пирога», о чем мы и поговорим сегодня.

Суть в следующем – основываясь на интересах сторон (основываясь на позициях вряд ли удастся договориться) необходимо расширить возможности так, чтобы обе стороны достигли своих интересов и, таким образом, было принято некоторое взаимоприемлемое решение.

Самый простой способ – это компромисс (то есть взаимная уступка): конфета делится напополам, каждый получает ее часть. Вариант быстрый и понятный, но есть и проблемы: 1) оба мальчика поучили меньше, чем хотели;

2) как отмерить половину, и кто может это сделать качественно;

3) конфету разделить можно, а если в центре спора – место начальника?

Поэтому назвать компромиссное решение взаимовыгодным можно с натяжкой.

Обычно, под «расширением пирога» понимается поиск дополнительных ресурсов, с помощью которых решение и становится взаимовыгодным. В примере с мальчиком, если у нас есть еще одна такая же конфета, и мы ее выложим на стол, то в целом все останутся довольны: два мальчика, две конфеты (так мы прямо расширили ресурсы).

Но если еще одной конфеты нет? Расширять ресурсы можно качественно, основываясь, опять же на интересах. Возможно, мы сможем заменить эту конфету на другую. Или на шоколадку. Или даже просто на «вкусную еду». Можно попробовать расширить ресурсы количественно, например, заменить одну очень вкусную конфету на несколько не таких вкусных. Еще одна возможность – работать со временем: один мальчик получает конфету сейчас, а второй – позже (и, возможно, уже две таких). В конце концов, можно основываться и на взаимоотношениях мальчиков: например, один мальчик получает конфету, но за это разрешает второму поиграть со своим радиоуправляемым вертолетом. Хотя в этом варианте есть опасность – возможно, это не связано с интересом второго мальчика, так что он все равно так и будет хотеть конфету, и ситуация не разрешится.

Но для того, чтобы все получилось, мало провести переговоры. Нужно еще и так составить соглашение, что бы оно выполнялось. Но об этом мы поговорим в следующий раз.mediation

Материал подготовлен сотрудниками Службы медиации Центра «КОНТАКТ»

Контакты

Главный офис

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»
пн.-пт. с 9.00 до 21.00
196070, Санкт-Петербург ул.Фрунзе, д.4
2013 - 2024 © СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»