Главная страница » Блог » Подросток и Интернет: запутался в паутине.

Подросток и Интернет: запутался в паутине.

Самые частые жалобы сводятся к следующим:

«Целый день сидит в Интернете, а уроки делает в спешке уже глубокой ночью, из-за чего утром на учебу его не поднять»;

– «Реальных друзей нет, зато в чате общается круглыми сутками, и не понимает при этом, что это не общение, это какой-то искусственный суррогат»;

– «Целый день играет в стрелялки, гоняет машинки; никаких других интересов – ведь так можно деградировать, чего он сможет добиться в жизни при таком отношении?»;

– «Я боюсь того, что он может найти в Интернете: порнография, насилие, наркотики…а если отключить Интернет дома – будет скандал, начнет пропадать у друзей»;

– «Из-за этого компьютера совершенно не читает книги, пишет коряво»…
Начнем с того, что часто родители драматизируют ситуацию, и из всего количества случаев, с которыми к нам обращались, лишь в единицах у подростка наблюдалась явная сформированная компьютерная зависимость, в остальных отношения с компьютером укладывались в нормальные рамки активного пользователя ПК.

 

Давайте разберем причины, по которым Интернет так привлекателен для подростка:
1. СТРАХ ОБЩЕНИЯ: Для многих ребят проблема общения остается одной из ведущих. Взрослеющие мальчики и девочки стесняются знакомиться с новыми людьми, боятся быть отвергнутыми группой, сказать или сделать глупость, которая, как им кажется, ляжет пятном позора на всю их жизнь. И здесь компьютер оказывается прекрасным посредником между ребенком и окружающими. Скрываясь за монитором, можно взять время на то, чтобы обдумать фразу, показать себя в лучшем свете, завязать общение с теми, к кому бы в реальной жизни никогда не осмелился подойти, найти собственную группу по интересам.
2. КОМПЛЕКСЫ: Комплексы, связанные с внешностью, были, есть и будут самыми яркими проблемами подросткового возраста. В социальных сетях ребята выкладывают свои наиболее удачные (на их взгляд) фото, и, общаясь под маской этого единственного образа, чувствуют себя увереннее и раскованнее, чем в реальной жизни. Многие так формируют и поднимают собственную самооценку, когда читают комплименты в ответ на выложенные фото.
3. ИНФОРМАЦИЯ: Интернет позволяет быстро получить интересующую информацию, что в наш информационный век, по сути, является главным залогом успешности человека – умение быстро реагировать на самую свежую информацию. Поэтому подростки, да и большинство взрослых, предпочитают черпать данные из Интернета, и лишь потом в случае отсутствия необходимой информации там, обращаться к книгам.

 

Важно понимать, что патологичными отношения подростка с компьютером станут только:

1. При нарушенных отношениях в семье (постоянные конфликты между родителями, их отстраненность от ребенка, алкоголизм в семье, насилие). В этом случае виртуальная реальность становится гораздо более привлекательной, чем настоящая жизнь, и зачастую является для таких детей спасательным кругом от непомерных проблем, возложенных на них окружающими взрослыми, погрязшими в выяснении собственных отношений и забывшими про внутренний мир ребенка. В такой ситуации ослабить интерес подростка к виртуальному миру и вдохновить его на реальное общение и деятельность, можно только ослабив то негативное давление, которое оказывается на него в семье. И сделать это могут только родители, которым полезна была бы помощь психолога.

 

2. При крайне низкой самооценке, когда в силу определенных обстоятельств подросток оказывается неуспешным в школе, в хобби, в общении со сверстниками, постоянно получает негативные отзывы и характеристики в свой адрес со стороны родителей, учителей, сверстников. В таких случаях уход в компьютер является защитной реакцией, и единственным способом сохранить уважение к самому себе. Ведь в компьютерных играх он всегда герой, победитель; в рамках форумов и чатов он может поставить фото мускулистого парня, красавца и супермена, а девочка – фото модели-суперкрасавицы, и скрывать под этой личиной собственное ощущение пустоты и одиночества. Лишить такого подростка Интернета, значит, лишить его единственной возможности чувствовать себя значимым, окончательно сломить в нем и без того шаткую веру в свои способности и возможности быть успешным и счастливым.

 

В таких случаях единственным способом «вытащить» подростка из формирующейся компьютерной зависимости является предоставление ему возможности для повышения собственной самооценки, возможности почувствовать себя успешным в реальной жизни. Рекомендовано постепенное вовлечение их в какую-либо деятельность, не связанную с компьютером, например, спорт, творчество, домашние дела, где у него получится что-то сделать самому успешно и получить одобрение, как от окружающих, так и от самого себя. При этом в первое время эти действия не должны быть соревнованием с другими, а только соревнованием с самим собой: «раньше я не мог, или думал, что не могу, а теперь у меня получилось». Поскольку вера в себя еще настолько слаба, что, соревнуясь с другими, он проиграет и заранее сдастся, даже не попробовав свои силы.
При этом большой такт и мудрость требуются от педагогов, которые могут вернуть подростку интерес к учебе, поскольку низкая успеваемость в таких случаях связана не с его низкими способностями, а с отсутствием желания пробовать, так как он заранее пророчит себе неуспех и провал.

 

3. При медиа зависимости самих родителей. Как это ни парадоксально звучит, но многие родители требуют от подростка отказаться от компьютера, а сами при этом постоянно сидят перед телевизором. А ведь, по сути, это разные стороны одной медали. Ради чего подростку отказываться от любимого увлечения? Ведь папа и мама тоже ничем другим кроме как просмотром бесконечных телепередач и не занимаются. А если сравнивать телевизор и Интернет, то последний дает гораздо больше возможностей, чем первый. Многие родители отвечают, что это они сейчас в 40 лет так расслабились, а вот в его 16 вели активный образ жизни. Но ведь ваш ребенок не видел вас, когда вам было 16, а видит вас сейчас, когда вы поглощены мелькающими цветными картинками. Поэтому, прежде чем требовать от подростка, чтобы он читал книжки и занимался спортом, вспомните, когда вы сами последний раз этим занимались…
Если же вы чувствуете, что ситуация начинает выходить из-под контроля и самим вам с ней уже не справиться, настоятельно рекомендуем вам обратиться за помощью к психологу.

***

Психолог Оксана Куценко

Контакты

Главный офис

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»
пн.-пт. с 9.00 до 21.00
196070, Санкт-Петербург ул.Фрунзе, д.4
2013 - 2024 © СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ»